Работа с блендами

Как я работаю с блендами

В моем арсенале материалов для валяния всегда достойное место занимают бленды или, проще говоря – шерстяные смеси. Я уже определилась с предпочтениями и способами работы с ними, но все же, готовя этот пост я наконец-то воспользовалась щетками для шерсти и испробовала парочку новых способов, а это означает, что не стоит успокаиваться и надо постоянно искать новые интересные комбинации.

Я люблю работать с блендами и украшать ими свои работы. Хочу поделиться с вами своим опытом, возможно, кто пока мало употребляет эти материалы в валянии, надеюсь вас подвигнуть к более частому использованию блендов после прочтения этой темы.

Я попробовала составить простенькую классификацию смесей и показать свои способы работы с ними.
Бленды бывают двух видов – собственно шерстяные и шерсть+различные волокна. Некоторые валяные проекты выполняются целиком из смесей – например, шарфы-паутинки, в других случаях – ими выложен верхний слой работы. Но независимо от способа, бленды всегда очень украшают валяные изделия.

Вот так они симпатично выглядят

Сначала рассмотрим сугубо шерстяные бленды. 


На фабрике в Италии мне показывали, как они производятся, наматываются на бобины. Бывают бленды, составленные из нескольких цветов одного, двух и трех прогонов. Чем больше прогонов, тем больший меланжевый эффект выходит. Лично мне нравится смесь из двух и трех прогонов.

Вот на фото можно увидеть шерстяную смесь с одним и двумя прогонами.

и еще одна картинка для сравнения

Вот пример бленда Шетланд - смесь из нескольких цветов шерсти одной породы, натуральная, некрашеная шерсть


Вот бленд немецкого производства. я купила его на заре валяния, клюнула на яркий цвет, теперь вот не знаю, что сделать с остатками :))


Но справедливости ради надо признать, что в свое время я сделал парочку неплохих вещей из него

Что еще можно добавить про шерстяные смеси. Ну, во-первых, есть смысл укладывать их на верхний, видимый слой вашего изделия. Внутренние слои не видны, поэтому их вполне можно делать из однотонных, подходящих по цвету материалов.

Вот посмотрите, как это выглядит на фоне оранжевого цвета

По-моему, очень симпатично.


Теперь давайте перейдем к более интересному варианту - блендами из шерсти и разных волокон.
Самые распространенные смеси:
- шерсть крашеная Мерино с шелком Тусса аналогичного цвета
- шерсть крашеная Мерино с шелком Малбери аналогичного цвета

Вот фото

На фото можно увидеть блестящие волокна шелка. И вообще, весь моток буквально светится от шелка.

Как правило, соотношение шерсти и волокон составляет в смесях 70 к 30. Однако, есть сочетания 50/50, при этом соотношении смесь приобретает приятный и довольно сильный шелковый блеск. Такая смесь отлично подходит для валяния шарфов, головных уборов, изящных аксессуаров.


Для масштабных работ есть смысл раскладывать ее на верхнем, лицевом слое, а внутренние слои выполнить из обычной шерсти того же или близкого цвета. Бленды вообще дороже, чем однотонная шерсть, а бленды с шелком более дорогие, чем просто шерстяные смеси. Нет смысла прятать красоту во внутренние слои.

В то же время, я бы не стала использовать бленды «шелк+шерсть» в нунофелтинге, например, в изготовлении одежды на шелке. Такие смеси обладают пониженным проникающим эффектом и хуже приваливаются к шелку, да и вообще к ткани, хотя в конечном итоге, конечно, приваляются. Но вы потратите больше времени и усилий при этом. Если очень хочется использовать именно бленд «шерсть+шелк» и собственно шелковый материал для основы, то стоит хотя бы первый слой шерсти, который ляжет на шелковый материал, выполнить из шерсти 100%, а потом уже выкладывать второй и последующие – из блендов. Но это только совет, решайте сами.

Справедливости ради надо отметить, что при валянии из смесей шерсть+шелк совсем уж необыкновенного блестящего эффекта я не отметила. Иногда можно вообще подумать, что никакого шелка тут нет, но все-таки, при сравнении с обычным образцом, выполненным из шерсти без шелка, различие видно – есть приятное мерцание, за счет отражения света от шелковых волокон поверхность кажется более яркой.

Вот на фото фрагмент работы, выполненной из шерсти и шелка Малбери.

Вот два образца, темный - без шелка, светлый - с шелком Малбери 70/30.

Однако раскладывать такую смесь не очень просто. Волокна шерсти короче, чем волокна шелка, особенно Туссы (дикого шелка). Когда мы вытягиваем прядку из пасмы, то диффузные (развевающиеся) кончики прядки сплошь состоят из одного только шелка, шерсть закончилась на пару-тройку сантиметров раньше. 

Если присмотреться к фотографии, то длинные волокна шелка можно увидеть, они выглядывают из шерсти сантиметра на 2-3.

Из этого я делаю только один вывод – хвостик, торчащий из руки, должен быть немного длиннее обычного, иначе мы будет вырывать, а не вытягивать шерсть из руки. Нахлест прядей, судя по всему, должен быть немного более глубоким, чем обычно.

Особенно сложно работать с блендами шерсть+лен/конопля. Лен или конопля (качества похожи) отрывается намного легче, чем шерсть, из-за этого лен вырывается более толстыми и неоднородными прядями, создавая некоторые проблемы при работе.

Посмотрите, какое симпатичное сочетание цветов, уже приятно смотреть. А в свалянном виде вообще глаз не оторвать!

В однотонных комбинациях шерсть+лен/конопля я часто использую карды (щетки) для расчесывания и смешения материалов. Начесать немного блендов, для того, чтобы выложить им верхний слой – дело пяти минут.

За один раз у меня выходит довольно много смеси. К тому же я могу произвольно менять соотношение материалов, в зависимости от эффекта, которого хочу достичь.Вот на фото нежный холмик начесанной шерсти и конопли.

А вот что у меня из этого получилось

Конопля или лен отлично блестят, при валянии становятся мягкими, создают приятный мраморный эффект. Полотно остается совершенно мягким и эластичным, использование льна или конопли вместо шерсти совсем не делает войлок грубее. 

Несомненный фаворит в этой группе – меринос со льном контрастного цвета.


Вот эта смесь разложена мелкими прядками

А вот она выложена волной вместо верхнего слоя

Можно, кстати, начесать все, что угодно – мне показалось это очень увлекательным занятием.
Из готовых блендов мне нравится смесь мерино, сои и черного бамбука.

Посмотрите, какой симпатичный результат:

Так выглядит полотно, уложенное мелкими прядками. Симпатично, но мне больше нравится украшенное волной:

Много моих проектов декорировано именно этим блендом.

Часто встречаются проблема неровного края пасмы при работе с блендами, особенно из шерсти и шелка. К этому надо относиться с пониманием – скольжение у этих материалов разное. Шерсть цепляется своими чешуйками при вытягивании, шелк чешуек не имеет, они скользят более плавно. Разный коэффициент трения-натяжения создает нам трудности. Надо приноравливаться, работа пойдет медленнее, но что ж, результат того стоит.

Хотела бы я затронуть вопрос укладки шерсти более подробно. Стоит ли бленды вытягивать маленькими прядками? Это дело вкуса, я практически не вытягиваю прядки, хотя иногда, когда надо создать меланжевый эффект, я это делаю. Крайне редко. 

Вот на фото пример такой работы. Зеленые части шарфа выполнены из итальянского бленда «Вереск».

Если приглядеться, то кое-где можно увидеть слабые, размытые полоски шерсти.

Вот шерсть тоже уложена мелкими прядками

Вот что вышло в готовом виде

В основном, я предпочитаю растягивать тонкие пасмы и декорировать ими верхний слой изделия.Дело вкуса, но в любом случае я считаю обязательным показать разницу.

Масса примеров и куча фотографий.

Сначала отрываем тонкую полоску от пасмы.

Потом начинаем ее немного растягивать, постепенно придавая ей нужную конфигурацию

Обычно за один раз растянуть до нужного вида не получается

Вот примерно да такого вида. Остановимся на этом варианте

Но поднять такую прозрачную паутинку непросто, поэтому прежде чем поднимать я немного притираю ее всухую, совсем чуть-чуть, вот так:

Такая манипуляция - как клей для шерсти. Волосики слипаются и заготовку можно спокойно поднимать

И даже "носить" :)

Потом укладываем ее на поверхность - или вместо очередного слоя, или поверх всех уже выложенных слоев - дело ваше. И аккуратно поправляем волны, если этого требует ваш художественный вкус. Потом валяете обычным способом.
Вот что выходит:

или еще:

Вот так это выглядит на готовом изделии:

Если вам проект кажется скучноватым, то совсем небольшое декорирование блендами - и он заиграл новыми красками

А иногда декорирование блендами может стать основой дизайна. Вот моя куртка Сабрина - одна из сторон украшена блендами в сочетании с бархатом, шелком и рельефными элементами:

Мне нравятся волны, изгибы и переходы, которые получаются в результате. 

Очень красиво смотрятся бленды шерсть+шелк. Если внимательно посмотреть, то блестящие линии шелка просматриваются вдоль декоративных цветных волн, придавая глубину и неоднородность войлоку. На мой взгляд, такой вариант использования блендов намного интереснее и эффективнее для декорирования, чем укладка сплошными маленькими прядками.

Бесчисленное множество смесей может быть составлено как производителями материалов для валяния, так и лично вами, начиная от цветовых комбинаций, заканчивая смесями разных видов материала - меринос и альпака, меринос и ангора, блю фейс и ангора и пр. Также, на мой взгляд, интересны смеси из овечьей шерсти разной тонины, они дают интересные поверхности из-за разной усадки во время валяния.


Вот фото шерсти Блю фейс серого цвета и шелка Тусса. Прекрасное сочетание

Вот так это выглядит в разложенном виде

Когда шерсть сваляется, шелк придаст симпатичный блеск поверхности, будет красиво. Тем более, Блю фейс немного толстоват для деликатных проектов, типа шарфиков, и шелк Тусса заметно смягчает шерсть, делает полотно тоньше и нежнее. Это важно для тех, кто любит работать с натуральной шерстью, т.к. дает шанс сделать изделие более тонким, изящным и подвижным.

Еще примеры использования блендов:

Это верблюд с шелком Тусса уложен мелкими прядками на слое из мериноса похожего цвета.

А вот так он выглядит в готовом виде. Симпатично, очень сильно блестит.

Вот так выглядит топс из верблюда и шелка Тусса. Похож на вареную сгущенку :) Так и хочется его попробовать на вкус.

Совершенно сногсшибательно выглядит мерино, начесанный со льном контрастного цвета, в данном случае черная шерсть и серебряный лен. Начесывала самостоятельно на щетках.

Остается еще упомянуть о шарфах-паутинках, хотя я о них говорила в начале темы. эта публикация посвящена в материалам и способам их использования, это не мастер-класс по паутинкам, тем более, что я их не очень люблю. Считаю нужным еще раз напомнить, что бленды особенно актуальны для техник коб-веб. Однако смеси шерсть-шелк, в основном. Не уверена, что бленд шерсть-лен или шерсть-конопля применимы для целых проектов-паутинок. В любом случае, надо пробовать, если у меня когда-ниудь дойдут руки до таких экспериментов, то я обязательно про это напишу.

Еще считаю важным отметить, что декорировать войлок вы можете блендами с двух сторон, внутренний слой у вас будет выполнен из какой-нибудь однотонной шерсти, например, а с обеих сторон изделие будет выложено смесями. Вот как на фото: